Образовательный центр

Образование

Концепция проекта подразумевает не только создание открытой, гармоничной, безопасной и разнообразной среды для воспитания и обучения, но и формирование нового городского центра как места притяжения идей, а также научных, общественных и образовательных инициатив.

Школа Старый Оскол

Адресг. Старый Оскол

Площадь29 683 m²

Год2021-2022

НаградыБронзовый диплом Build School 2022

«Школа запроектирована по градостроительным принципам, здания – «образовательные центры», соединенные светлым и просторным объемом форума с площадями и улицами. Каждый блок решен в своем уникальном дизайне, но все собрано в гармоничный облик с продуманным балансом ярких и сдержанных элементов. Архитектура настраивает на серьезный лад и уважение к образовательному процессу».

Наталья Фурман, директор студии концептуального проектирования
Школа Стары Оскол, вид сверху
Школа Старый Оскол

Запрос на создание не просто школы, а нового городского центра, исходил от инвестора и был поддержан губернатором и вице-губернатором Белгородской области. Со стороны министерства образования Белгородской области к проекту подключился ответственный представитель, с которым мы консультировались на протяжении всего процесса. Чувствовалась заинтересованность и инвестора, и администрации региона в реализации проекта на самом высоком уровне. Помимо выполнения норм технического задания, от нас требовалось заложить проектные решения, отвечающие принципам устойчивого развития. Работа велась в тесном взаимодействии с генеральной проектной организацией «Белгородоблпроект».

При создании концепции архитекторы российского офиса Semrén & Månsson во многом опирались на опыт коллег из студии образовательной архитектуры в Гётеборге. Результатом этой совместной работы стала концепция образовательного центра, состоящего из четырёх корпусов, объединенных общественным пространством-форумом и включающим в себя крытый амфитеатр со световым фонарём, а также кафе и столовую. У каждого из корпусов школы не только свой собственный функционал, но и соответствующие ему пространственные решения, планировки и дизайн.

«Это не просто школа, это образовательный центр городского масштаба. На его базе можно реализовать очень многое: от кружков робототехники до спортивных занятий. Одна из задач, которую мы перед собой ставили, когда обсуждали структуру здания — независимая работа этих блоков. Благодаря этому можно развести потоки школьников и внешних посетителей».

Рустам Тюльменев, руководитель по проектированию медицинских и образовательных объектов

Ключевые принципы

Базовой идеей шведской школы служит данность: заставить учиться – очень сложно. Поэтому мы считаем необходимым создать пространственные условия, которые будут мотивировать ребёнка к обучению.

Один из основных принципов для комфортного пребывания в школе – дружеская среда. Если и ученики, и учителя чувствуют себя в безопасности, снижается общий уровень тревожности. Реализуется этот принцип как за счёт просматриваемости всех зон, так и благодаря уединенным пространствам для рекреации. Зная о том, насколько важно поддержание ментального здоровья, нам удалось увеличить количество кабинетов психологов с 2-х, предполагаемых изначально, до 6. Мы старались учесть также потребности педагогов, поэтому позаботились о комфортных учительских.

Ещё один важный принцип – всё есть пространство для творчества. Его реализацию поддерживают интерактивные доски в классах, в коридорах — многофункциональные стены, состоящие из трансформируемых ниш-блоков для отдыха или индивидуальных и парных занятий, подвесы для выставок работ учащихся там же.

Концепция строится на гибкости планировочной структуры и многофункциональности пространств.

Школа, Старый Оскол
Школа в Старом Осколе, актовый зал

«Мы подготовили такое здание, где всё продумано для нестандартного образовательного процесса, индивидуального подхода. Дети могут заниматься не только в классах, но и на ступенях амфитеатра в форуме или в уголках рекреации».

Ксения Прокофьева, Главный архитектор проекта

Школа как город

Четырёхэтажный кампус для 5–11 классов — это система трансформируемых учебных кабинетов и школьных рекреаций. Здесь же представлена уже упомянутая функциональная стена — технологическое решение Semrén & Månsson. Помимо функций отдыха и учёбы, её блоки могут использоваться в качестве информационных стендов или даже для организации зон раздельного сбора мусора. На верхнем этаже находится администрация, конференц-зал и центр психологического сопровождения с выходами на террасу.

Двухэтажный блок начальной школы с ещё более открытыми планировками и естественным освещением выдержан в более яркой цветовой гамме и функционально увязан с уличной игровой площадкой. Настоящей, но не «высотной», а «образовательной» доминантой всего комплекса можно считать трёхэтажный корпус научного хаба с внутренним атриумом, объединяющим столярные мастерские, кулинарные и дизайнерские студии, лаборатории, IT-классы, кафедру естествознания, а также музыкальные и репетиционные площадки со студией звукозаписи. Этот оснащённый террасами корпус примыкает к территории, занятой теплицами и площадками для опытов.

Четвёртый по счёту корпус также рассчитан на общегородское использование, в том числе и во внеурочное время. На его фасадах используется вертикальное озеленение. Оно вместе с продуманным ландшафтным дизайном и эксплуатируемыми зелёными кровлями превращает весь комплекс в настоящий оазис, в пространство которого интегрированы разнообразные площадки для спорта, научных занятий и отдыха.

Школа Старый Оскол, BIM
Школа Старый Оскол, BIM
Школа Старый Оскол, BIM

Технологические решения

Процесс разработки концепции занял полгода, параллельно происходил поиск выгодных для проекта и заказчика решений. Так, благодаря тесной работе с технологом удалось оптимизировать площадь зданий на 500 м2 и привнести в проект нестандартную форму учебных классов, увеличив их площадь. Все изменения изначального технического задания подкреплены расчётами и приняты заказчиком.

Столь краткий срок работы над концепцией и технологическими решениями стал возможен, в том числе, благодаря автоматизации процессов. Отдел информационного моделирования Semrén & Månsson разработал скрипт, позволяющий вносить изменения в расстановку элементов научного хаба и их раскраску.

«Созданный на этапе концепции эффектный фасад требовал много трудозатрат для реализации: около 800 ламелей с плавным цветовым градиентом и разным углом поворота. С помощью программ Dynamo и Grasshopper был написан скрипт, который позволил автоматизировать расстановку элементов и их раскраску. Скрипт применялся при каждом обновлении проекта и корректировал внесённые изменения на панелях».

Константин Жуковень, руководитель отдела информационного моделирования.

В информационной модели содержится вся информация по цветам ламелей в нескольких форматах (rgb, RAL, HEX-коды) и их маркировка для дальнейшего использования при производстве и непосредственно монтаже при строительстве. Работа шла в единой среде с нашим партнером, компанией «Белгородоблпроект», они могли заходить в нашу модель и наблюдать прогресс, корректировки в режиме реального времени.

В сентябре 2022 года состоялось награждение финалистов VI Международной выставки Build School 2022. В номинации «Объект нового строительства» бронзовым дипломом был награжден проект школы на 1100 мест в г. Старый Оскол. Этот проект был создан в тесном сотрудничестве с нашими уже постоянными партнерами – компанией «Белгородоблпроект» и интерьерным бюро Надежды Федотовой.  Semren & Månsson является автором концепции проекта школы, а также проектных решений для спортивного и научного блока.

Рустам Тюльменев

Обратитесь к нам, чтобы узнать больше

Рустам Тюльменев

Руководитель по проектированию медицинских и образовательных объектов

+7 (812) 449 07 90 Rustam.Tyulmenev@semren-mansson.net

Не нашли, что искали?

Вы всегда можете написать нам, чтобы узнать больше о нашей работе, обсудить сотрудничество или стать частью нашей команды.

Канал в Telegram