Конкурсный проект школы «‎Новый взгляд»

Образование

По приглашению компании «Интеко» концерн Semrén & Månsson принял участие в конкурсе проектов архитектурной концепции здания общеобразовательного центра Школа «Новый взгляд» в Москве.

По приглашению компании «Интеко» концерн Semrén & Månsson принял участие в конкурсе проектов архитектурной концепции здания общеобразовательного центра Школа «Новый взгляд» в Москве.

КлиентИнтеко

Год2020

МестоМосква

Общая площадь11 250 m²

Скандинавские школы уже несколько лет оказываются на вершинах мировых рейтингов среднего образования. Этому способствуют психологический комфорт учеников, внимание к каждому, безопасность и гибкость школьной структуры.

Летом 2020 года мы убедились, что необходимые для такого результата архитектурные условия могут быть созданы и в рамках российских строительных и образовательных норм. По приглашению компании «Интеко» концерн Semrén & Månsson принял участие в конкурсе проектов архитектурной концепции здания общеобразовательного центра Школа «Новый взгляд» в Москве.

Проект предполагал создание общедоступного, некоммерческого образовательного пространства, в основу которого будут положены традиции классической московской школы и экспериментальных методик. Планируется, что школа станет и общественно-социальным центром района, который будет использоваться местными жителями во внеучебное время.

Сверкер Карлссон, архитектор из офиса Semrén & Månsson в Гётеборге, является признанным экспертом в Швеции по проектированию образовательных объектов для детей.

Его подход лёг в основу концепции, которая создавалась вместе с архитекторами Semrén & Månsson в Санкт-Петербурге.

New look

Работа в формате воркшопа

Предложенная концепция строится на долгом жизненном цикле здания, гибкости планировочной структуры, многофункциональности всех пространств. Это позволяет оперативно реагировать на изменения, подстраиваться под текущие запросы.

Работа над проектом шла в формате воркшопа. В ходе ежедневных совещаний шведские и российские архитекторы совместно придумывали решения, которые соответствовали и шведским идеям, и российским нормам.

Шведские коллеги предложили работать над устойчивым типом школы с функциональной проникаемостью блоков.  Было важно создать общее пространство, сердце школы, откуда бы открывался доступ в остальные части здания. Так родилась форма, в центре которой образуется место, которое максимально открыто и прозрачно. Функционально здание разделено на младшую, среднюю и старшую школы. По замыслу, сердце школы – то место, где все ученики могут встречаться, собираться, независимо от возраста и уроков\мероприятий. Оно творческое, трансформируемое под разные задачи. Архитекторы боролись за каждый квадратный метр и приняли решение отказаться от актового зала, поскольку он не так часто используется в течение года. В нужный момент изолированный актовый зал можно создать трансформируемыми стенами-перегородками, а все остальное время амфитеатр в центре школы используется для школьных собраний, публичных выступлений, театра или как повседневное общественное пространство.

Вокруг центрального блока, созданного лестницей-амфитеатром, расположились большинство общих функций школы. Отсюда можно попасть в столовую, библиотеку, спортивный зал, на оборудованную кровлю.

School New look

Сердце школы

Идея сердца школы продолжается на крыше. Она подчеркивает стремление сделать центральное пространство школы максимально интересным и насыщенным, при этом более плавным, не таким строгим, как основная архитектура здания с учебными классами. К тому же, проектируемый участок имеет небольшую площадь, а с помощью эксплуатируемой кровли архитекторы добавили пространство для прогулок и игр на свежем воздухе. На крыше школьников ждут гамаки, качели, батуты, зона для спокойного отдыха. Для естественно-научных уроков предусмотрен участок с огородом и теплицей. Растения для зеленых холмиков на крыше подобраны с наибольшей декоративностью в учебный сезон – осенью, зимой, весной.

Деревянный холм на крыше становится частью благоустройства, а сквозь его ребристую конструкцию в центральную часть здания лучами проходит дневной свет.

Гибкость, открытость внутренних процессов транслируется и во вне. Стеклянный фасад центрального блока притягивает взгляд своей яркостью, светом, внутренним движением. Происходит интеграция внутреннего и внешнего.

Учебные блоки выполнены из кирпича, они служат стеклянному «сердцу» строгим и ненавязчивым фоном с элементами игривости. Последняя отражается в ритме окон на фасаде и перфорированной стене. Особую функцию несет акцентная медная башня – в ней запланировано игровое пространство и обсерватория.

Новый взгляд
Новый взгляд
Новый взгляд

Наталья Фурман, директор по развитию продукта Semrén & Månsson, отмечает: «Целью проекта стало создание гибкой, технологичной концепции, многофункциональности всех замыслов, всех пространств. Продумать смыслы от общего масштаба, до фокуса на одного ребенка, чтобы он всегда мог найти себе занятие, заложить возможные сценарии и предусмотреть помещения. С другой стороны, такая школа может быть социальным центром, даже научно-образовательным центром района. Когда нет заложенных системно рамок, а вместо них гибкая структура, то те же классы после окончания занятий могут становиться конференц-помещениями, рекреация – зоной кейтеринга, потенциал с точки зрения коммерческого использования бесконечный».

 

Многовариативность заложена и в сценариях обучения и досуга. Один из характерных примеров – функциональная стена, которая отделяет зону рекреации от кабинетов. Сделанные из деревянных блоков, в зависимости от потребности, участки стены могут использоваться как укромная ниша со скамейкой, как трибуна, как уединенное пространство для небольшой компании и т.д.

Классы оборудованы оконными нишами, так что даже самые младшие школьники могут без страха расположиться на них.  Разнообразные зоны отдыха создают естественные паузы и способствуют безопасной и спокойной рабочей обстановке. А выбор дерева в качестве основного материала для элементов интерьера добавляет тактильность и ощущение тепла.

Школа новый взгляд
Наталья Фурман

Напишите нам, если вы хотите узнать больше

Наталья Фурман

+7 (812) 449 07 90 natalia.furman@semren-mansson.net

Наши проекты

Не нашли, что искали?

Вы всегда можете написать нам, чтобы узнать больше о нашей работе, обсудить сотрудничество или стать частью нашей команды.

Канал в Telegram